понедельник, 11 июля 2016 г.

Шесть тезисов о власти и сексуальном насилии

1. Сексуальное насилие - это всегда проявление власти. Отношения власти в современном обществе построены на насилии и основаны на молчаливом согласии с ними. Никаких других оснований у власти нет. Она больше не выполняет никаких «общественно-полезных функций». Точнее, выполнение этих функций властью несет угрозу самому существованию человечества.


2. Власть это не «кто-то там наверху». Власть — каждый и каждая из нас, кто с существующими отношениями соглашается. Это согласие и есть власть (см. первый тезис). Мы соглашаемся, потому что в противном случае нам придется признать, что всю ответственность за себя несем только мы сами. А это очень тяжелое знание.

3. Нарушение молчания о насилии разрушает единственное основание власти, демонстрирует отсутствие каких бы то ни было оправданий ее существования. Именно этим объясняется наш испуг от разговоров о насилии от первого лица и от требований отказаться от согласия с насилием.   

4. «Сексуальных отношений не существует» (Лакан). Секс — лишь способ выражения очень разнообразных отношений между людьми, в том числе — отношений господства и подчинения. Если разговор о сексуальном насилие вызывает у вас эротические фантазии и воспоминания, вы таким образом выражаете согласие с насилием. Если у вас возникает агрессия по отношению к жертве насилия, которая больше не согласна молчать, - вы защищаете власть.

5. «Все мужчины насильники?! Так что ли получается?!». Да. Хотя бы потому, дорогие друзья, что у нас с вами есть такая возможность. Агрессивное поведение мужчины по отношению к женщине — одна из норм отношений власти. Между тем, человек это и есть его возможности. Каждый из нас ответственен за свои возможности, а следовательно — ответственен за сексуальное насилие.

6. «Но мужчины тоже подвергаются сексуальному насилию. И тоже об этом молчат». Совершенно верно. Но только это разные ситуации. В глазах власти подвергшийся насилию мужчина «виноват» в том, что сам не стал насильником («Тряпка! Надо было его/ее....»), не использовал свою возможность, оказался "недостоин" своей мужественности . А женщина, наоборот — в том, что взяла на себя слишком много возможностей (решать самой, как ей одеваться, куда и когда ходить, например). Все имеет свою тень. Но именно фигура является основанием тени, а не наоборот.